среда, 9 мая 2012 г.

Священномученик Павел Светозаров

По благословению архиепископа Лонгина Клинского
Священномученик Павел Светозаров,
казнён в 1922 году.
Красная безбожная блудница Россия,
не желающая каяться до сих пор.


Краткое житие

Второго января 1922 года советская власть издала декрет об изъятии музейного имущества – разграблении культурного наследия, собранного народами России за тысячу лет. Но и этого было большевикам недостаточно. Наступивший голод позволил им восстановить порядки гражданской войны с ограблением храмов и убийствами священнослужителей.

Ленин, давая наставления по проведению этого мероприятия, писал: «Мы должны дать самое решительное и безпощадное сражение духовенству с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение десятилетий. Чем больше духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Одной из первых жертв этой кампании стал священник города Шуи Владимирской губернии протоиерей Павел Светозаров.

Павел Михайлович Светозаров родился в 1866 году в семье диакона, служившего в сельском храме Владимирской губернии. Он с детства хотел стать священником и по окончании Киевской Духовной академии имел намерение принять монашество. Однако настоятель шуйского собора уговорил его жениться на своей дочери и принять настоятельство. Но через некоторое время жена отца Павла умерла, оставив на его попечении восьмерых малолетних детей. До переворота 1917 года священник преподавал Закон Божий в шуйской гимназии, когда же преподавание было запрещено, перенес уроки в собор.

Протоиерей Павел Светозаров был одним из самых известных священников в городе. Он написал книгу «Описание города Шуи и шуйских церквей» и, будучи автором многих публикаций во «Владимирских губернских ведомостях», считался родоначальником церковного краеведения. Новая власть видела авторитет и влияние священника и искала повод для его ареста. Протоиерея Павла Светозарова арестовывали четыре раза: в 1918 году – за уроки Закона Божия, в 1921 году дважды – «для профилактики», затем – за проповедь. Четвертый арест оказался последним…

Когда 11 марта 1922 года в собор явилась грабительская комиссия с пьяным председателем во главе, отец Павел отказался сам отдать имеющие богослужебное значение церковные предметы, так как считал это святотатством и нарушением церковных канонов. Но силового сопротивления правительственной комиссии священник не оказывал. Верующим объявил, что после ухода комиссии храм будет заново освящен и в нем возобновится служение.

Большевистская комиссия застала в храме большое количество прихожан, не желавших, несмотря на угрозу арестов, покинуть собор. Приступить к описи ценностей в присутствии людей комиссия побоялась и удалилась ни с чем. Храм в тот день удалось уберечь от поругания. В тот же вечер президиум уездного исполкома постановил принять "решительные меры".

Через день вооруженная комиссия нагло прошла в алтарь, не обращая внимания на возмущение прихожан, настроенных отстаивать церковное имущество. Для разгона собравшихся у храма верующих была вызвана милиция и красноармейцы. Они стали избивать нагайками женщин и детей. Кто-то плакал, иные усердно молились, некоторые говорили: «Все равно умирать – так умрем за Божию Матерь!»

Потом подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по толпе. В тот день ими было убито 4 и ранено 18 человек. Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых верующих положили на паперть, к ним никого не допускали. После этой кровавой расправы власти преступили к арестам.

Одним из основных виновных был объявлен о.Павел. Изъятие ценностей из собора происходило уже после, без него. Вместе с ним были арестованы 4 священника и 20 мирян, все они проходили по групповому делу "Шуйское дело (1922 год) об изъятии церковных ценностей" После окончания следствия к суду были привлечены 19 человек.

Суд настойчиво пытался узнать — получал ли о. Павел инструкции от своего епархиального начальства и считает ли для себя обязательными распоряжения Патриарха.

— Никаких инструкций от своего непосредственного начальства я не получал. Послания главы Церкви Патриарха Тихона считаю обязательными для исполнения. Мне было ясно, что ценности отдавать нужно, но я не мог их передавать своими руками. Могут брать, мы препятствовать не будем, но отдавать их своими руками мы не должны.

Следствие предлагало о.Павлу путем самооговора и "расскаяния перед властью" получить смягчение приговора, но он отказался, сказав, что если в чем и виновен, то разве в неопределенной своей позиции:

— Стоя перед казнью, я лгать не могу. И повторяю, что участия в сопротивлении изъятию не принимал. Если в чем и виновен, то разве в неопределенной своей позиции. Мое положение было между властями и Церковью. Власти требовали свое, а от Церкви не было вполне определенных разъяснений, как поступить. Но никакой кровожадности, на которую тут указывал обвинитель, у меня не было. Прошу не применять ко мне высшей меры наказания — не ради себя, я к смерти готов, а ради детей, так как моя казнь поразит главным образом детей, у которых не будет отца, как нет и матери.

Священнику было предъявлено обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Его приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа ночи.

Рассказывают, что последняя молитва отца Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал молитву священника: всю жизнь дети его прожили под благодатным Божиим покровом. Младшая дочь скончалась в преклонном возрасте в конце 1980-х годов в родительском доме, из окна которого открывался вид на величественный собор, где отец всю жизнь прослужил священником и откуда в Великий Пост 1922 года начался его крестный путь на Голгофу.

Священномученик Павел Светозаров причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

День молитвенного поминовения священномученика Павла - 27 апреля (10 мая), а также в день Новомучеников и Исповедников Российских (воскресенье 25 января (07 февраля) или ближайшее после 25 января по церковному стилю) и в Соборе Ивановских святых.

Тропарь священномученику Павлу Светозарову, глас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый, /
благочестия правило, /
жития евангельского образе, /
священномучениче Павле,/
Христа ради пострадавый даже до крове, /
Егоже моли усердно, /
яко Начальника и Совершителя спасения, /
Русь Святую утверди в Православии // до скончания века.

Кондак священномученику Павлу Светозарову, глас 2:

Восхвалим, вернии, /
изрядного во священницех /
и славнаго в мученицех Павла, /
Православия поборника и благочестия ревнителя, /
земли Русския красное прозябение, /
иже страданием Небес достиже /
и тамо тепле молит Христа Бога //
спастися душам нашим.

Величание священномученику Павлу Светозарову:

Величаем тя,/
священномучениче Павле,/
и чтим честная страдания твоя,/
яже за Христа /
во утверждение на Руси Православия // претерпел еси.

Информацию для размышлений и обсуждения предоставил:
чтец Алексей Потупин,
27 апреля (10 мая) 2012 года,
Дюссельдорф-Бенрат.
К списку Новомучеников и Исповедников Российских
Назад, на главную страницу сайта "Паломник"

Комментариев нет:

Отправить комментарий